АРХИТЕКТУРА САКРАЛЬНОГО

Одна из задач архитектора — создание пространства, служащего заданной функции. Это может быть кафе, офис, гидроэлектростанция, частный дом или что-то ещё.
Но одна из самых древних архитектурных форм занималась созданием места сакрального.

01
Структура
Любое сакральное здание служит точкой перехода из одного мира в другой. Это место соединения и иного присутствия, пространство, которое сокращает дистанцию между человеком и некими высшими, божественными силами. Поэтому, как правило, оно имеет четкие границы
в географии,
переход через которые существенно важен для посвященных. Границы этого пространства иногда «охранялись» не только с помощью смыслов, но и самой архитектурой. Например, знаменитые скульптурные изображения химер, крылатых чертей и прочих странных тварей, словно сбежавших со страниц пыльного бестиария, украшали внешние фасады и часто входную арку средневековых храмов. Их точное предназначение с эстетической и смысловой точки зрения до сих пор неясно, но есть теория, что они отпугивали злых духов или нечестивых грешников.

Самое сакральное пространство, алтарь, как правило, располагается
в круге или полукруге.
Именно в этом месте внутри всего комплекса сосредоточена «божественная вертикаль», связывающая наш реальный мир с иным. Круг всегда являлся одной из самых символических форм, так как
это и солярный символ, и фигура, которая не делится на себе подобные,
и еще множество других трактовок и объяснений складываются в мощный корпус доказательств некоего превосходства сферической формы над остальными.
02
Догмы
Сакральное пространство — это место, где человек переживает глубоко личный опыт единения с высшими силами. И разные эпохи и цивилизации предлагали совершенно разные пространства для переживания этого состояния. Храмовые сооружения то умаляли человека своим величием, то идеально встраивались в окружающий пейзаж или отвечали строгой гармонии пропорций. Но чем более структурированной становилась религия, тем строже нормировалось пространство служения. Важно, что всегда храмы являлись средоточием высшей мысли зодчих эпохи и выражением лучших достижений искусства, однако масштаб миссии и замысел здания нередко «съедали» архитекторов.
03
Сакральное в современном
Как должно выглядеть сакральное пространство для современного человека? Для жителя двоемирия, который уже давно существует как в реальном, так и в цифровом измерении?

Помпезность и величие Ватикана сложно согласуются с минималистичными
формами айфона. Поэтому, на наш взгляд, решение этого вопроса — довольно сложный и интересный процесс. Что является местом божественного присутствия для бэкенд-разработчика?

Кажется, что два следующих проекта идеально справляются с поставленной сложной задачей: они объединяют современный технологичный век
с верой
в нечто высшее и с ощущением присутствия этого высшего в одном
с тобой месте.
Это церковь архитекторов Питерьяна Гейса и Арнаута ван Варенберга в Бельгии.
И ЦЕРКОВЬ
В КИТАЙСКОМ ГОРОДЕ ЧЭНДУ ОТ АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО SHANGHAI DACHUAN ARCHITECTS. ОБЕ ЭТИ СОВРЕМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ СЛИВАЮТСЯ
С ВНЕШНИМ МИРОМ БЛАГОДАРЯ НЕСТАНДАРТНОМУ АРХИТЕКТУРНОМУ РЕШЕНИЮ.
В первом сооружении использовались колонны и стальные плиты, которые
закреплены таким образом, что почти со всех ракурсов церковь кажется
прозрачной. Внешний фасад и внутренний интерьер включают в себя фрагменты окружающей природы, разделенные тонкими железными перегородками. Небо, облака, колеблемые ветром травы и деревья — вот что является ландшафтом для присутствия высших сил.
Китайско-французская церковь научного парка в Чэнду выполнена из легких
алюминиевых труб и тоже фактически растворяется в мире, оставляя только свой рамочный силуэт. Идею церкви. Скелет. Те самые необходимые границы места, где возможен разговор с божественным. Важным элементом в обоих проектах является свет. Свет вообще часто ассоциируется с божественным, поэтому учитывать его в храмовых сооружениях особенно важно.

В бельгийской церкви солнце — единственный источник света. Церковь в Чэнду после заката начинает подсвечиваться изнутри, иллюстрируя метафору внутреннего света веры, на который человек выходит из тени неверия. Несмотря на ультрасовременный подход эти здания имеют общие черты с такими древними памятниками как Стоунхендж или каменные истуканы острова Пасхи – так сильно они интегрированы во внешний мир. Растворение в пространстве не всегда означает исчезновение. Ведь и Стоунхендж, и истуканы уже стали как бы извечной частью мироздания и природы. Их невозможно исключить из этой географии, они не выглядят инородно. И современная архитектура сакрального формирует тенденцию на эту полную включенность в окружающий мир, который остается самой эффектной и самой простой площадкой для построения божественной вертикали.

Однако такие здания предполагают природный массив вокруг себя.

В шумной городской среде прозрачность и воздушность постройки не смогут создать нужную атмосферу единения с иным миром. Сейчас в моде подлинные древности: мы покупаем билеты в горы к буддийским монастырям или на острова, подальше от цивилизации, чтобы найти себя и замедлиться, выпасть из привычного ритма жизни.



Но остается открытым вопрос создания нового сакрального пространства, где человек мог бы переживать такой опыт, не выходя из городской среды. Ведь не всегда и не у всех есть возможность уехать в самые дальние уголки Земли, а найти и понять себя нужно каждому.

Однако такие здания предполагают природный массив вокруг себя.

В шумной городской среде прозрачность и воздушность постройки не смогут создать нужную атмосферу единения с иным миром. Сейчас в моде подлинные древности: мы покупаем билеты в горы к буддийским монастырям или на острова, подальше от цивилизации, чтобы найти себя и замедлиться, выпасть из привычного ритма жизни.



Но остается открытым вопрос создания нового сакрального пространства, где человек мог бы переживать такой опыт, не выходя из городской среды. Ведь не всегда и не у всех есть возможность уехать в самые дальние уголки Земли, а найти и понять себя нужно каждому.

DASH Media 2023. Медиа файлы взяты из открытых источников.
inst: dash_class_
dash.class.online@gmail.com
мы всегда открыты для сотрудничества и предложений, просто напишите нам:
или
КУРСЫ REVIT
ИНТЕРЬЕРНЫЕ КУРСЫ
Оплата и FAQ
Библиотека семейств
DASHCLASS - образовательная платформа для архитекторов
и интерьерных дизайнеров 2024.
КУРСЫ ПО ПОДАЧЕ
АРХИТЕКТУРНАЯ ПОДАЧА
ИНФОРМАЦИЯ
ПОДКАСТЫ